Русская семиструнная гитара
Семиструнная акустическая гитара, или как её ещё принято называть – русская гитара, распространилась в России в конце 18 века. Форма корпуса и конструктивные особенности в целом ничем не разнится от шестиструнной гитары, главным отличительным признаком является её строй.
Когда появилась семиструнная
Точная дата появления русской гитары неизвестна, но есть сведенья о том, что этот инструмент был придуман в конце XVIII века. Некоторые исследователи предпочитают называть имя Андрея Сихра, когда встаёт вопрос о том, кто является автором этого изобретения. Андрей Осипович один из первых, кто начал развивать гитарное искусство в России, а также написал бесконечное количество музыкальных произведений для семиструнной гитары. Музыкант также известен, как первый, кто выступил с ней в Вильне в 1793 году, после чего активно концертировал, выпускал журналы и преподавал уроки игры.
Если попытаться найти истоки строя DBGDHGD русской гитары, можно обнаружить, что подобная отстройка гитары по мажорному трезвучию уже была раньше и использовалась на английской гитаре. Поэтому, предположительно, Андрей Сихра позаимствовал эту идею строя у неё, разница лишь в том, что семиструнная гитара имела дополнительную басовую струну D.
Пик своей популярности русской гитары припадал на времена до Октябрьской революции, так как в это время она являлась основными типом гитар в Росси, но к концу XX века под влиянием западной культуры была широко распространена классическая шестиструнная гитара, а семиструнная утратила свои позиции.
Роль 7-струнной гитары была велика, её использовали для игры аккомпанементов, народных песен и русских романсов, служила солирующим инструментом во время игры произведений русских авторов. Из-за широкого распространения гитары в музыкальном творчестве цыган, приобрела ещё одно название – «цыганская».
Конструктивные особенности:
Гриф скреплён с корпусом регулировочным винтом, которым можно корректировать его наклон. Затянув сильнее винт – мы опустим головку грифа и струны стану ближе к порожкам. Внутри корпуса параллельно друг другу расположены деревянные планки, которые добавляют жёсткости конструкции. На гитару устанавливают металлические струны.
Деятели, которые внесли свой вклад в прогресс русской гитары: Андрей Сихра, Семён Аксёнов, Сергей Орехов, Михаил Высотский, Фёдор Циммерман и др.
Комментарии:
Почему-то советская мебельная промышленность, строгала только гитары с семью колками , узким грифом (вероятно так доллжно было быть?) Но на моей памяти семиструнной гитарой пользовались лишь ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ (прекрасный актёр и великий поэт) и Булат Акуджава (так могие его уважали в 60е. начале 70х. годов, но я ничего в этом заунывном стоне не вижу) . Да о гитаре, лично я не знаю ни одного человека, который на ней умел играть. Внутри, был приклеен кусочек фанеры, и всё! Ключа для регулировки грифа, почему-то в комплекте не было и самый удобный предмет для регулировки высоты струн, была половина бельевой прищепки. Помогало, но не очень, потому-что лады были совершенно случайной высоты (вероятно была прямая зависимость от того похмелился плотник или нет заметьте, я даже не употребил слово столяр, А ремесленник или мастер жили где-то за железным занавесом) Так что нам гитаристам, которые учились играть в СССР нужно при жизни ставить бюст на Родине. Плюс гитара и сейчас в головах многих граждан считается плебейским инструментом. И если сказать, что ты гитарист, то очень много людей не считают тебя музыкантом. Вот что мы имеем из СССР, по которому ещё много людей тупо ностальгируют.
Да, согласен. С технической стороной гитар было как—то совсем не очень, хотя, нужно отдать должное, их делали из настоящего дерева.
Позольте не согласиться.
Инструменты очень сильно отличаются.
1. Другое исполнение корпуса. Планки, называемые пружинами располагаются не веером, а параллельно друг другу.
Это придает звуку совершенно другой колорит. Послушайте например М.Высоцкого и звучание его аккомпанемента. В жизни так 6-тиструнка звучать не будет.
2.Другое крепление грифа к корпусу при помощи регулировочного винта. Соответственно и другие возможности для звукоизвлечения. Например бенды,легато на 7-миструнке можно усиливать качанием грифа. Да много еще чего. Причем зазор между грифом и декой обязателен. Карандаш туда не подкладывается)))
3.Струны совсем другие используются. Других калибров. Причем сила натяжения у них по сравнению с 6-трунными бешенное. От 50 кг. Другой звук получается тоже.
Все проблемы, связанные с 7-миструнками происходили от того, что на них ставили струны какие угодно, только не те, что надо. Соответственно порождались байки про советские фанерные гитары, про космическое расстояние от струн до грифа и тому подобное.
ПыСы. Это правда другой инструмент. Я уж не говорю про технику игры на 7-миструнке. Она тоже отличается.