Меню

Гаммы на гитаре

Прежде всего, определение. Гамма – последовательный ряд звуков, который понижается либо повышается в рамках одной или более октав.

Для чего нужны гаммы на гитаре?

1. Дают более углубленное понимание тональностей и взаимодействия звуков (нот) в них. Это значительно облегчает подбор мелодий, и, в свою очередь, помогает при игре импровизаций на гитаре.
2. Развивают и расширяют технические возможности гитариста. Вырабатывают беглость пальцев и ритмическую точность при игре.
3. Дают знания основных аппликатурных формул и в целом логику аппликатуры.

Для того чтобы изучение гамм на гитаре было наиболее эффективно, рекомендую:

1. Играйте осознанно, т.е. понимая в какой тональности вы в данный момент находитесь, сколько знаков при ключе, какие ноты входят в эту тональность. Старайтесь запомнить эти ноты, периодически себя проверяя. Даже если рядом нет инструмента, когда выдалась свободная минутка, вспомните какую-нибудь тональность, и назовите про себя те ноты, которые в неё входят. Это очень полезная практика.
2. Играйте различными ритмическими рисунками

Вот пример мелодии на гитаре составленной только из звуков гаммы:

А здесь можно заказать подобное переложение для гитары своей любимой мелодии →

Все гаммы на гитаре (список)

Ниже представлены гаммы для гитары во всех тональностях. Они расположены по паре параллельных тональностей в порядке прибавления диезов и бемолей по кварто-квинтовому кругу. Для удобства я проставил аппликатуру, продублировал ноты для гитары табулатурами (табами), и добавил аудио. Кликните на любое название, и попадёте на отдельную страницу, где можно посмотреть и послушать.

Диезные

До-мажор / Ля-минор

Соль-мажор / Ми-минор

Ре-мажор / Си-минор

Ля-мажор / Фа-диез минор

Ми-мажор / До-диез минор

Си-мажор / Соль-диез минор

Фа-диез мажор / Ре-диез минор

Бемольные

Фа-мажор / Ре-минор

Си-бемоль / Соль-минор

Ми-бемоль мажор / До-минор

Ля-бемоль мажор / Фа-минор

Ре-бемоль мажор / Си-бемоль минор

Частые вопросы связанные с гаммами

Ниже разберём то, что чаще всего интересует тех, кто только начал изучать теоретические аспекты музыки и звукоряд.

Чем отличается ля-диез от си-бемоль?

Наиболее распространённый вопрос от тех, кто только начинает изучать теорию музыки: “Чем отличается ля-диез от си-бемоль, ми-бемоль от ре-диез и т.п., ведь по сути – это одно и тоже?” Дело в том, при построении гамм используется кварто-квинтовый круг. Это строго регламентированный набор тональностей, которые принято использовать в музыке. Поэтому по теории музыки не существует тональности ре-диез мажор, а вместо неё – ми-бемоль мажор. (Внешняя часть круга – мажор, внутренняя – минор)

Кварто-квинтовый круг

Нужно ли хорошо знать гаммы, где 4,5 или 6 знаков при ключе?

На практике тональности, в которых больше 4 знаков при ключе встречаются очень редко. На будущее такие их тоже можно изучить, но если вы будете хорошо знать их до 4 знаков, этого вполне хватит для 90 процентов случаев, с которыми вам придётся столкнуться на своём музыкальном пути.

Нужно ли играть гаммы в виде упражнения?

Я знаю, что многие учителя преподают так, но я не сторонник данной темы (если только это не пение гаммообразного звукоряда. Об этом ниже). Гаммы нужны прежде всего для понимания того, что вы делаете на гитаре и где вы сейчас находитесь, обыгрывая тот или иной участок произведения. Я вообще не люблю, за некоторым исключением, упражнения для гитары. Самое лучшее упражнение – это играть то, что вам нравится. Но делать это нужно осознанно. А для этого знание строение гамм просто необходимо!

Что такое гаммообразный пассаж?

Гаммообразный пассаж (франц. passage, буквально — проход или переход) — проход по звукам гаммы на инструменте (по грифу гитары) в очень быстром темпе. Является неотъемлимой частью игры импровизаций. Обычно не несёт смысловой нагрузки, а используется в качестве связки между основными смысловыми узлами мелодии. Пассажи бывают гаммообразные, основанные на звуках аккордов (арпеджио), либо смешанные.

Нестандартные гаммы

Мы привыкли к тому, что наш звукоряд включает семь звуков, которые состоят из мажора и минора, и имеют определённое строение. Но есть также реже употребляемые лады, на которых строятся гаммы на гитаре не совсем привычные для нашего слуха, однако имеющие очень характерное и узнаваемое звучание. Разберём некоторые из них:

Арабская гамма

Арабская гамма на гитаре
Послушайте аудиозапись, и вы сразу услышите что-то похожее на музыку из мультфильма про Алладина:

Как видно, построить такую гамму несложно. Надо понизить у обычного звукоряда, к примеру до-мажор, вторую и шестую ступени, и мы получим восточное звучание.

Пентатоника

Строение гаммы пентатоники
Пента – от слова пять. На удивление, не во всех народах используется 7 звуков. К примеру, в японской и китайской музыке используется только 5 звуков. В ней нет полутонов (что это такое, читайте ниже). Построить гамму пентатоники совсем несложно.  Сначала берём обычную гамму, далее убираем из неё 4 и 7 ступени, и вот и результат!
Такие мотивы мы сразу узнаём. На примере ниже пропущены звуки «фа» и «си».

гамма пентатоники на гитаре
Пример мелодии на гитаре из звуков пентатоники:

Блюзовая гамма

Используется в импровизациях во многих стилях и практически всеми гитаристами. Блюзовая гамма — это некая разновидность пентатоники, за тем лишь исключением, что к ней добавляется ещё один звук, так называемая «блюзовая нота». Нужно к пентатонике добавить её повышенную третью ступень.

Блюзовая гамма на гитаре

Послушайте как это звучит! Узнали характерное звучание из партий соло гитары знаменитых музыкантов?

Хроматическая гамма

Хроматическая гамма на гитаре

Хроматическая гамма одна их самых простых в построении. Играем все звуки один за другим. Она очень подходит как упражнение на развитие гибкости и скорости пальцев. Включите метроном и попробуйте поиграть в разных темпах, и почувствуете как левая рука приходит в тонус!

Целотонная гамма

целотонная гамма для гитары

Используется для создания сказочной, волшебной атмосферы. Для построения нужно каждый последующий звук играть на грифе через 1 лад (1 тон). Послушайте как она звучит:

Это только малая часть. Существует огромное количество самых различных ладов и построенных на их основе гамм. Это и лады народной музыки, и композиторские лады (когда сам композитор придумывает свой собственный лад). Тема очень интересная и обширная, но начинать нужно с базовых вещей.

Как используя гамму подбирать мелодии на гитаре

Когда мы знаем, какие ноты содержаться в гамме, намного легче подбирать мелодии. Так как в основном все ноты мелодии будут основаны на звуках входящих в ту или иную гамму.

К примеру, попробуем подобрать мелодию из песни «В лесу родилась ёлочка». Для начала нам нужно выбрать в какой тональности мы хотим это сделать. Так как нам, по большому счёту, это не так важно, используем «ми мажор». Смотрим в гамму «ми мажор» и видим, что там 4 диеза при ключе: фа#, до#, ре# и соль#. Значит при подборе мы уже не берём простые: фа, до, соль, и ре. Слышим, что первый звук довольно низкий, затем идёт большой скачок куда-то наверх. Начинаем, допустим, с ноты «си», потом пробуем по очереди все ноты гаммы «ми мажор» и находим, что следующая нота соль-диез, и т.д. И действительно, когда закончили подбирать, увидели, что все звуки из ми-мажора.

В лесу родилась ёлочка на основе гаммы ми мажор

Как построить гамму на гитаре самостоятельно

Первый способ: теоретический

Назовем его «теоретический», так как будем использовать теорию музыки. Возьмём стандартные звукоряды мажора и минора. Мажорная гамма строится по схеме:
Как строить гаммы на гитаре самостоятельно
Минорная гамма строится по другой схеме:
Как построить минорную гамму на гитаре

Для понимания. Полутон (0,5 тона) — наименьшее расстояние между двумя музыкальными звуками по высоте. На гитаре это следующий лад. К примеру, между первым и вторым ладами на гитаре расстояние полтона, а между первым и третьим – 1 тон.
Таким образом, можно по схемам на картинке выше построить гамму на гитаре от любого звука самостоятельно на грифе гитары строго соблюдая приведённые интервалы между нотами.

Второй способ: аппликатурный

Назовём его «аппликатурный». Он очень простой. Построив гамму на грифе гитары первым способом, можно получившуюся аппликатуру (то, каким пальцем зажимает левая рука) сдвинуть, к примеру, на 1 тон вперёд. Вот, что получится, если перенести так гамму «до мажор» (на картинке выше):
Перенос в другую тональсность гаммы на гитареКак видим, ничего не поменялось, кроме ладов. Интервалы и аппликатура остались те же. По такому же принципу строятся и минорные звукоряды.

Как составлять аккорды на гитаре с помощью гаммы

Используя гамму можно не только грамотно подбирать мелодии, но даже целые последовательности аккордов в определённых тональностях. Это может пригодиться, например, если нужно подобрать аккорды к песне. Зная тональность, и взяв данный способ, можно подбирать не из множества аккордов, а только из 7. Это, согласитесь, намного облегчает процесс.
Построение аккордов на гитаре с помощью гаммы

Если мы будем брать по очереди каждый первый, третий и пятый звуки, у нас автоматически будут получаться аккорды в тональности, в которой мы строили гамму. Более подробно о том, как строить аккорды можно почитать здесь.

Как нужно заниматься с гаммами на гитаре

  1. Играть в виде тренировки для развития пальцев.
    Это вариант неплохой, но, как я уже писал выше, для развития рук есть способы получше.
  2. Петь.
    А вот это уже очень хорошее упражнение! В музыке пение по нотам называется – сольфеджио. Это крайне полезное и важное занятие прежде всего для развития музыкального слуха. Делается это так:
    Берёте любую гамму на гитаре, например, до мажор. И начинаете проигрывать на гитаре каждый звук, при этом пропевая его голосом в унисон с инструментом. Унисон – это когда ваш голос полностью сливается со звучащим звуком на гитаре. Если у вас не хватает диапазона голоса, чтобы спеть все ноты входящие в звукоряд, делайте это до тех звуков, которые можете вытянуть.
  3. Играть разные ритмические рисунки с отрезками из гамм.
    Приведу пример: Упражнения с гаммами для гитары

Можно придумать очень много вариантов таких ритмических рисунков. Самое главное играть их под метроном.

Подробное видео по теме

Комментарии:

  • Руслан
    14.09.2021 - 02:32

    Спасибо! Всё по делу, и без лишних слов!

    Ответить
  • денис
    15.06.2021 - 04:19

    как понять двухоктавные гаммы?

    Ответить
    • Павел Старкошевский
      15.06.2021 - 13:44

      Как известно, в музыке существуют ноты одинаковые по названию, но разные по высоте. К примеру, если брать на гитаре: есть нота «до» на 5 струне 3 лада, далее есть звук с таким же названием на 2 струне 1 лада, и есть «до» на 1 струне 8 лада. Расстояние от одной одноимённой ноты до другой называется октавой.

      Ответить
  • Карина
    15.11.2020 - 23:01

    Хочу научиться играть, мне 33 года. Хотела с детства научиться играть, но решилась только сейчас.

    Ответить
    • Павел Старкошевский
      16.11.2020 - 14:41

      Хорошее желание! Умение играть на гитаре всегда пригодится!

      Ответить
  • Дмитрий
    08.11.2020 - 14:27

    я обратил внимание – ноты в гамме на нотном стане идут по порядку, а в табах идут не по порядку. Странно. И не указаны диезы в нотах. Вот в ля миноре есть диезные два знака, но в нотах их нет. Начинающий может запутаться.

    Ответить
    • Павел Старкошевский
      09.11.2020 - 20:51

      В ля-миноре нет диезов

      Ответить
  • руслан
    01.11.2020 - 16:54

    Thank

    Ответить
  • Марина
    28.05.2020 - 17:21

    Класса☝

    Ответить
  • Денис
    29.03.2019 - 17:07

    неплохо было бы добавить латинские названия гамм/тоник До = C и.т.д.

    Ответить
  • ghamier
    02.11.2016 - 13:56

    чем отличается гамма от аппликатурной модели?

    Ответить
    • Павел Старкошевский
      02.11.2016 - 17:54

      Гамма – имеет строгую структуру повышения или понижения звуков по высоте. А аппликатурная модель может состоять из множество различных вариаций и не имеет определённых правил построения звуков по высоте.

      Ответить

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *