Меню

Двенадцатиструнная гитара

12-ти струнка По официальным данным появился этот экзотический инструмент в начале 20 века в США. Первыми, кто взялся изготавливать гитару, оказались итальянские мастера американских музыкальных компаний Ригал и Оскар Шмидт.
Одной из причин считать родным домом 12-струнной гитары Италию – мандолина, музыкальный инструмент, возникший задолго до появления современного аналога. Она тоже имеет спаренные струны, но их меньше, чаще всего 8.

Ещё один претендент на звание «родина 12-струннки» – Мексика. Страна начала изготавливать инструменты со спаренными струнами ещё несколько столетий назад, габариты у них были другими, но, не смотря на это, они имеют больше схожести с современной двенадцатиструнной гитарой, чем мандолина.

Но всё-таки родина этого замечательного инструмента США, ведь именно здесь началось массовое производство и распространение во все уголки мира, инструмент набирал популярность как предельно подходящий для исполнения аккомпанемента.

Давайте ближе познакомимся со структурой и функциями этой гитары.

Данный вид музыкальных инструментов представляет собой массивные и большие гитары, у которых обязательно усилённое строение корпуса, чтобы выдерживать большую нагрузку, создаваемую натяжением целых двенадцати струн. Делаются такие 12-струнные гитары на основе корпусов джамбо и дредноут.

Принципиальных отличий во внешнем виде от привычной 6-струнной – нет, гриф немного шире, чем у классической эстрадной гитары. Уникальность в парных звуках, которые создают мощный и объёмный звук, как при игре на двух гитарах одновременно. А звучание инструмента создаёт иллюзию дуэта гитары и скрипки.

Главная функция двенадцатиструнной гитары заключается в основном в исполнении аккомпанемента. Но многие виртуозы используют её и для игры соло партий.

Для игры на ней достаточно владеть обычной гитарой, так что переучиваться нет необходимости. При игре обязательно прижимать струны парами. То есть под пальцем должна оказаться основная и добавочная струна, а так как расстояние между парами небольшое, сделать это будет не трудно, хотя придётся приложить больше усилий для зажатия. Да, будут небольшие сложности и поначалу непривычно, но после усердных тренировок всё получится.

Звукозависимость спаренных нот.

Первых две пары звучат в унисон, так как имеют одинаковое название и высоту, к тому же, они одной толщины. Все остальные пары струн составлены из неодинаковых толщин (чтобы избежать провисаний/дряблости струн, так как настраиваются в разницу на целую октаву). Из-за отличия в толщинах есть разница между ударами вверх и вниз, результат – совершенно другой оттенок звука.
Настройка звучания “двенадцатиструнки”.

Если вы начинающий гитарист, и вам чужды музыкальные понятия: первая, малая октава и т.д, тогда эта информация для Вас. В этом гайде коротко и ясно изложу информацию о том, как настроить «двенадцатиструнку» не имея музыкального образования.
Итак. Для того, чтобы произвести данную корректировочную работу, надо определить где основные струны, а где добавочные (дополнительные). Сделать это очень легко. Основные струны начинаются с первой и встречаются каждый раз через одну, включая одиннадцатую (последнюю из основных). То есть: первая, третья, пятая, седьмая, девятая, одиннадцатая – основные струны.

настройкаПосле того как стало ясно где основные струны, берём тюнер и настраиваем их в стандартный строй обычной шестиструнной струнной гитары, как на картинке ниже.
Настроив шесть основных струн, регулируем добавочные. Как это сделать?
Вторую и четвёртую натягиваем так, чтобы звук совпадал с их основами. То есть 2-я должна звучать как 1-я, а 4-я, как 3-я.
Настройка 6, 8, 10 и 12-й потребует некоторых усилий. На слух это сделать сложно, так как основная струна всегда будет звучать ниже, чем дополнительная, но и тюнер нам почти не понадобится. Корректировку будем проводить, отталкиваясь от звуков основных струн, прижатых на определённых ладах.
6* Звук шестой струны должен совпасть со звуком 1-й, прижатой на третьем ладу;
8* Звучание восьмой должно отображать звучание 2-й ,зажатой на третьем ладу;
10* Десятая струна должна звучать также, как 5-я, прижатая на втором ладу;
12* И, наконец-то, последняя 12-я должна повторять звук 7-й, зажатой на втором ладу.
Последний штрих. Берём тюнер, и проверяем на нём звучание всех добавочных струн, начиная с шестой. Прибор обязан будет показать те же буквы, что и на основных струнах (G,D,A и E). Далеко не все тюнеры показывают из какой именно октавы нота, обычно ограничено всё только буквой и знаком (диез/бемоль). Дальше, с помощью тюнера подтягиваем или ослабляем струны так, чтобы стрелка показывала в центр.
Делать это надо для того, чтобы избавится от погрешностей настройки на слух, которую мы проводили, натягивая струны до нужной ноты.

Важно помнить!

Натяжение создаваемое 12-ю струнами очень сильное, поэтому звук басовых корректируем в последнюю очередь, так как они создают максимальную нагрузку. Если вы поставили новый комплект струн, желательно басовую «ми» отстроить на тон ниже и подождать, пока она растянется, а потом уже, не спеша, довести. Если пренебречь этим правилом, с большой вероятностью она может лопнуть.

Среди знаменитостей, освоивших «двенадцатиструнку» можно отметить таких музыкантов: Юрий Шевчук, Александр Розенбаум, Александр Башлачёв.

Привожу пример звучания инструмента в руках мастера

Комментарии:

  • Яцек
    15.02.2017 - 01:36

    Вопрос на засыпку – кто работал с 12-струнками Сигма? Какие отзывы? Вчерась буквально подарил сыну Сигму, 6 струн – мне ну очень понравилась! И звук сочный и вид и цвет…а 12 струнка Сигма как на звук?

    Ответить
    • Павел Старкошевский
      15.02.2017 - 11:36

      Я обычно не доверяю брендам, и, даже более того, моделям гитар, на которых уже играл и они мне понравились. На электрогитаре можно почти точно скопировать звук, т.к. там звук больше зависит от датчиков, а вот на акустических инструментах не так. Волокна дерева не так расположились и всё, звук не тот, хотя другой экземпляр той же модели классно звучал. Только на слух и при личном контакте можно до конца быть уверенным в инструменте.

      Ответить
      • Яцек
        16.02.2017 - 03:09

        Вы знаете – и я того же мнения. Эту Сигму мы выбрали из 10 гитар. В среднем все они звучали неплохо, но когда взяли эту нам всё стало понятно.

        Ответить
  • Яцек
    14.02.2017 - 21:43

    Надо чтобы руки росли откуда надо…и чтоб медведь на уши не наступал.

    Ответить
    • Павел Старкошевский
      14.02.2017 - 21:44

      Вот это точно! :)

      Ответить
  • Владимир
    18.05.2016 - 11:31

    Было у меня 2 двенадцати струнных гитары, сколько я струн порвал на них, натягивал перетягивал, не мог в октаву перетянуть, лопались “собаки”. Снова бежал покупал комплект струн уже дороже, и опять рвал, купил еще дороже, и тянул тянул как будто бомбу разминирую, вот вот взорвется, ждать когда струна лопнет, ощущение не из приятных. Долго играл на них, интересный инструмент, но бывает, чувствуется будто гитара не строит, проверяешь, а нет, она настроена. Все начинающие гитаристы думаю сейчас как возьму 12 струнку, как заиграю, вот дивы дам.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *