Что такое чувство ритма?
Это словосочетание надо понимать буквально: «Чувствовать ритм». Это умение – обязательный пункт любой профессии связанной с музыкой или танцем. Словно внутренние часики, которые равномерно стучат с необходимой скоростью под определённую мелодию или песню. Эти «удары» где-то далеко в голове, они помогают музыканту не сбиться и до конца исполнить песню в нужном темпе. Чувство ритма – максимально полезный навык, овладеть которым должен каждый начинающий гитарист.
Несколько советов.
1. Занимайтесь под метроном.
Вряд ли эта фраза вызывает у кого-то удивление или станет для кого-то новостью. Все возможные аудио и видео уроки постоянно говорят об этом, как о самом простом и действенном методе наработки чувства ритма. Несмотря на частые упоминания об этом методе, новички нередко пренебрегают им. Метроном – лучший друг начинающего гитариста, он поможет отработать сложные ритмические рисунки и повысить навык скоростной игры.
Во время работы над сложной фразой начинайте играть в медленном темпе, постепенно повышая его. К примеру, играя сложный проигрыш, начинайте с темпа 40 ударов в минуту, постепенно добавляя по 5 (или даже 2) ударов, каждый раз, когда уверенно играете фразу. Если в работе над ритмическим рисунком встречаются шестнадцатые или триоли, то такую фразу можно тренировать, действуя наоборот – понижая скорость. Играя на большой скорости сложно всё время ориентироваться на счёт, мозг запоминает мелодию, и гитарист продолжает её играть, не используя «внутренний метроном». Такие ритмические рисунки достаточно сложно играть даже в медленных темпах, поэтому стоит понижать темп до тех пор, пока не научитесь ориентироваться на счёт и длительность звуков, а не просто на звучание фразы. Освоив сложные фигуры на медленной скорости можно приступать к изучению их в оригинале или в быстром темпе.
2. Чаще отрабатывайте новые ритмические рисунки.
Польза заключается в разнообразии, чем больше репертуар натренированных вами ритмических фигур, тем проще становится понимать ритм, мысленно сопровождать мелодию стуками. Мелодии бывают разными: где-то нота нестандартной длительности (например, с точкой), где-то звучание ноты растянуто на полтора такта, или паузы вначале и конце такта, – стуки метронома могут приходиться на отрезок между двумя нотами. Все эти мелочи добавляют сложность фразе, и только набирая в свой арсенал всё больше и больше разных ритмических рисунков можно научиться играть слаженно и равномерно.
3. Больше слушайте ритмическую музыку.
Но слушайте не просто, а анализируйте, вслушивайтесь в каждый инструмент и его ритм. Старайтесь подыграть услышанную мелодию, но не просто копировать, а создавать симуляцию дополнительного инструмента. Если сложно – находим готовую табулатуру (ноты) любимого исполнителя, изучаем, а после с каждым разом добавляем в песню что-то новое, что-то от себя. Например, вместо одной ноты играем две, вместо двух – одну, делаем паузы, вставляем слайды, играем две восьмых ноты – триолями. Для дополнительного эффекта можно попробовать поиграть на гитаре партию бас-гитариста или другого музыканта, тем самым расширяя понимание песни и её ритма.
4. Записывайте себя.
Проблемы, связанные со звукозаписью уже давно отпали, и в современном мире есть множество способов, как записать гитару. Записываем свою игру – прослушиваем и анализируем. Для того, чтобы удостоверится в ритмичности исполнения – накладываем друг на друга несколько записанных вариантов одной и той же мелодии. Если в каких-то местах будут слышны неточности – уделяем им больше внимания и обыгрываем под метроном.
5. Играть с другими музыкантами – отличный способ обрести ритмичность.
Игра в команде не только позволит наработать опыт совместного исполнения, но и позволит лучше понимать строения ритмических рисунков. В этом случае легко проследить взаимосвязь гитары с басом или баса с барабанами. Именно игра в группе даёт самую точную оценку вашей техники.