Встречаясь в своей музыкально-педагогической практике с различными нотами для гитары или вокала, я обратил внимание, что очень часто ноты записываются (чаще всего музыкантами-любителями), не верно с практической точки зрения.
Прежде всего, чтобы делать это правильно, нужно ставить себя на место музыканта, который будет ваши ноты читать и играть. Чтобы ему делать это было удобно, нужно как-то упорядочить нотную запись внутри тактов. Для этого существует принцип записи нот по четверным. Так принято записывать ноты ещё с древних веков. Сейчас поясню что это значит.
Практический пример записи нот
Допустим, вам необходимо записать нотами вот такой ритмический рисунок.
Первый вариант правильный, второй нет. Думаю, вы уже догадались почему. Хотя на том и на другом рисунке ритм абсолютно одинаковый, в первом варианте все ноты распределены по четвертям, а во втором хаотично разбросаны по такту.
В данном примере размер 4/4. Если мы возьмём каждую по отдельности ритмическую фигуру в этом такте, то без труда увидим, что в ней содержится ровно по одной четвертной ноте. Например, 8-я плюс две 16-х в сумме дают одну четвертную ноту, также и две 8-е. Ритмические фигуры соединены лигой. Музыкант сразу видит это распределение, и ему очень легко посчитать доли и ориентироваться в ритме.
Вывод
Именно в правильности записи нот для гитары заключается умение многих опытных гитаристов не тратить время на разбор нотного текста, а играть практически с листа. Говоря об этом, будет уместно вспомнить табулатуры для гитары, или как их ещё называют — табы. Спор о том, нужно ли знать ноты или достаточно играть по табам не утихает и поныне. Однако, неоспоримым остаётся тот факт, что табулатуры лишены возможности записать ритмический рисунок. И прочитать их с листа практически невозможно. Поэтому я всегда и всех призываю выучить ноты и научиться их правильно записывать.
Прочтите это! Полезно! Нужно ли знать ноты гитаристу?