В этой статье разберём такие понятия как: лад, тональность, гамма.
Лад — это система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков на основе их тяготения к центру лада — тонике. (Обратите внимание, отличается от ладов на гитаре, хотя названия одинаковые).
Именно на этом тяготении основано движение в музыке.
Чтобы на практике понять как происходит это тяготение, сыграйте эту последовательность и остановитесь на звуке «ре».
Слышно, что данная музыкальная последовательность как бы не закончена, но если добавить ноту «до» (тонику), то слышно завершение (законченность). Нота «ре» является неустойчивой ступенью лада, и требует «разрешения» в ноту «до». В любой тональности устойчивыми (основными) считаются 1-я, 3-я и 5-я ступени. Все остальные ноты (ступени) тяготеют к ним.
Самыми распространёнными в современной музыке являются семиступенные (диатонические) лады: мажорный и минорный
Можно построить мажорный и минорный лад от любого звука использую формулу:
для мажорного: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон
для минорного: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон
Полутон для гитары это расстояние от одного лада до следующего. Т.е. между 1-м и 2-м ладом на гитаре — это полутон. А тон — расстояние через лад. Т.е. между 1-м и 3-м ладом — это тон.
Гамма — звуки лада расположенные в порядке высоты. (Гаммы для гитары во всех тональностях в нотах и табулатуре можно найти здесь)
Каждая ступень в ладу имеет название:
I. Тоника
II. Нисходящий вводный звук
III. Медианта (средняя)
IV. Субдоминанта
V. Доминанта (преобладающая)
VI. Субмедианта
VII. Восходящий вводный звук
Тональность — это высота лада. Или по другому — самая устойчивая ступень в ладу. Т.е. звук от которого строится мажорный или минорный лады и будет тоникой. Если, к примеру, мажорный лад строится от ноты «Ре», то «ре» будет основным звуком (тоникой), а тональность будет «Ре-мажор»
Давайте рассмотрим какие тональности бывают на примере кварт-квинтового круга.
Кварт-квинтовый круг — система в виде круга объединяющая все мажорные и минорные тональности использующиеся в музыке. в этой в системе каждая тональность располагается следующим образом: по часовой стрелке диезные тональности, против часовой стрелки бемольные. В каждой последующей тональности прибавляется один ключевой знак максимальное число знаков 7.
Обратите внимание! Внутри круга минорные тональности, а вне круга мажорные, параллельные им.
Параллельными тональностями называют тональности имеющие одно и то же количество знаков при ключе, но разную ладовую направленность. К примеру С/Am, D/Bm и т.д.
Рассмотрим причины исполнение музыкальных произведений в различных тональностях.
1. Технические возможности разных вокалистов.
Кому-то легко петь в верхнем регистре у кого то диапазон голоса меньше, ему удобнее петь более низко. Поэтому в музыкальной практике очень часто применяются модуляции. Модуляция — перенос мелодии в другую тональность более низкую или более высокую.
2. Удобство игры на музыкальном инструменте.
К примеру, на очень многих разновидностях духовых инструментов технически удобнее играть в бемольных и диезных тональностях.
Есть также такое понятие как гитарные тональности. Это тональности, в которых приём «баррэ» используется по минимуму.
Некоторые композиторы пишут, выбирая тональности в зависимости от жанра. Например похоронные марши часто писались в «фа-миноре» и «си-миноре» какие то светлые темы в «ре-мажоре» или «до-мажоре» и т.п.
Комментарии:
Ничего непонятно, просто скопированный текст с забора
Маловато Сергеев в комментариях
Только настоящий сергей мог оставить такой комментарий
Многовато пропущено запятых в тексте