Насколько давно существует музыка, и как, сравнительно недавно, человек научился фиксировать звучание на бумаге, в виде нотных записей, позволяя распознавать написанную им музыку, для дальнейшего её воспроизведения. Сейчас уже трудно представить себе время, в котором единственный метод передачи музыки был устным. Необходимость сохранять музыкальные напевы вынудила к созданию общедоступной и приемлемой нотной системы и записи (хранения).
Большие труды были положены при создании условной графической записи музыки. Усилием не одного поколения создавались всё более сложные и совершенные схемы, позволяющие запечатлеть «живой» звук в системе условного обозначения. Виды нотных записей у разных народов были различны, и менялись на протяжении всего многовекового процветания музыкальной культуры. Не смотря на кардинальное различие между музыкальными нотациями прошедших веков и современными, остаётся одна общая закономерность: фиксация звука производилась с помощью специальных условных символов и знаков, но прошло достаточно большое количество времени, прежде чем появилась нотная запись в том виде, в котором мы её знаем.
Во время изучения и исследования древнеегипетских памятников обнаружены рисунки, с помощью которых фиксировали (изображали) записи услышанной мелодии, из всех известных этот способ является самым древним. По предположениям учёных, в Древнем Вавилоне существовал способ слоговой записи с помощью клинописи. Но развитие музыкальной грамоты не стояло на месте, и со временем в Древней Греции были придуманы буквенные обозначения звуков, которые указывали на их высоту. Вскоре эта система широко распространилась, а буквы греческого алфавита были заменены на латинские, даже сейчас
встречается обозначение звука «ми» латинской буквой «E», звука «соль» — буквой «G» и т.д.
Следствием длительной эволюции родилась современная нотная запись, началом которой принято считать нёвменную нотацию, возникшую в средние века. Корни происхождения этого способа точно неизвестны, вероятно, она возникла в монашеских хорах седьмого-восьмого столетия для записи григорианского хорала. Сложность и недостаток этих символов заключается в неполной ясности нотации: в них отсутствовали показатели точной длительности и высоты звуков, довольствовались только примерным планом направления мелодии. Условные обозначения нёвменной нотации состояли из ряда графических значков: точек, запятых, чёрточёк и их различных сочетаний. Такие значки служили в качестве обозначений отдельных звуков или мелодических оборотов, характер исполнения, ходы голоса вниз / вверх или повторение звуков, такие значки проставлялись сверху над текстом. Со временем недостатки этой системы были ликвидированы: высота нот отображалась на паре дополнительных горизонтальных линиях в виде букв или цвета (желтый, красный). Таким образом, постепенно зарождалась линейная нотная запись.
В девятнадцатом веке нотная запись была усовершенствована трудами итальянского музыканта (теоретик музыки) Гвидо д’Ареццо. Записывались ноты на нотной строке, состоящей всего из 4-х горизонтальных линий, параллельных между собой, кроме того, знаки обозначающие высоту и нёвмы стали записываться не только на линейках, но и между ними. Все четыре параллельных линии объединились в общую систему, напоминающую современный нотный стан.
Гвидо д’Ареццо использовал левую руку, чтобы манипулировать участниками хора во время выступления. Он сгибал пальцы в нужное время, указывая, тем самым, какую ноту брать. Итальянский музыкант известен ещё как автор названий шестиступенного звукоряда: «ут», «ре», «ми», «фа», «соль», «ля». Расстояние между звуками один тон, помимо «ми» и «фа», расстояние между которыми пол тона. В конце шестнадцатого века для обозначения, ныне известной, седьмой ступени ввели ноту «си», а во второй половине семнадцатого слог «ут» был заменён на «до». Эти названия используют до сих пор.
Невероятного прогресса добилась нотация в период с XIII по XVI век. Уже тогда, названая как мензуральная нотация, система наглядно отображала высоту и длительность звуков с помощью специальных графических значков, которые служили для записи нот и пауз разных длин, а также установлены предельно точные соотношения времени между длительностями. Каждая была поделена на три доли. «Максима» — название самой длинной доли, она включала в себя три «лонги», так именовались длинные ноты.
В шестнадцатом веке деление трансформировалось с трёхдольного в двухдольное. Графическая часть ощутимо преобразилась. Квадратные головки нот округлились, были введены нотные штили. Нотные знаки стали делится на закрашенные и не закрашенные в средине головки. А линейный нотный стан перешёл к более удобному — пятилинейному.
Небольшие сложности в становлении, по отношению к инструментальной музыке, потерпела пятилинейная нотация. Для записи инструментальных композиций применялись табулатуры (табы), вплоть до конца семнадцатого века. Табулатуры – схемы, представляющие собой систему из цифровых или буквенных символов, помогающих определить высоту звука, также табы содержали знаки, ответственные за обозначение ритма и динамических оттенков, и оперирует рабочими элементами конкретного музыкального инструмента. Среди схем встречались линейные и безлинейные. В линейных табах количество линий совпадало с числом струн инструмента или обозначало количество голосов в музыкальной фактуре. Со временем, к началу XVIII века, табулатурные схемы были заменены на более простые и комфортные – ноты. В современное время табы часто используются для записи гитарных партий. Они могут идти как отдельно, так и в дополнение к нотам для гитары, для облегчения гитаристу разбора нотного текста.
Трудами многих веков была создана единственная удобная и многофункциональная система нотации, позволяющая без проблем отобразить «живой» звук. В современном нотном письме присутствует огромный арсенал обозначающих знаков, и символов для сокращения нотного письма (реприза, октавный перенос, повторение мелодического оборота и т.д.), а ещё словесные дополнительные пояснения: указания темпа, метод и характер исполнения. Прогресс музыкальной грамоты не стоит на месте, по мере необходимости появляются новые определения, условные обозначения и системы нотаций, которых требует современный мир музыки.
Комментарии:
А почему Гвидо в 19 веке? Ваш текст «В девятнадцатом веке нотная запись была усовершенствована трудами итальянского музыканта (теоретик музыки) Гвидо д’Ареццо….»
Гвидо д’Ареццо родился в Х веке