Содержание статьи
Древесина служит отличным проводником вибраций, а следственно, и звука, поэтому для изготовления большинства музыкальных инструментов используют этот материал. Но лучше всего игра на гитаре раскрывает свои краски при сочетании разных пород. Давайте узнаем особенности их влияния на звук.
Какие материалы лучше? Цельный массив или фанера
Каждая порода дерева имеет свои положительные качества, которые при грамотном применении позволят создать качественный, удобный и необходимый для конкретных целей инструмент. Но важна не только изначальная порода, но и её конечный формат. Так, например, для классических и акустических гитар начальных уровней корпусы делают из шпона ели (спрессованная фанера).
Пример гитары из фанерных листов (Yamaha f310):
Преимущества дешёвых материалов:
- стойкость;
- неприхотливость к хранению и погодным условиям;
- дешевизна.
Шпон менее склонен к сколам и глубоким царапинам, чем его более дорогой «брат» — массив дерева. Из-за плотной склейки и сбивки стружки корпус становится более устойчивым к перепадам влажности и температуры. Идеальный вариант для тех, кто только начал брать уроки гитары в музыкальной школе или планирует играть лёгкие песни на гитаре для начинающих.
Более дорогие инструменты изготавливают на базе массивных листов. Гитары из массива (т.е. инструменты, у которых корпус, или, как минимум, верхняя дека, сделаны из цельного куска дерева), как правило, звучат намного богаче, чище и объёмней, но требуют особого ухода, и оцениваются в несколько раз дороже.
Гитара из массива ели (Maton EBG 808 TE):
Что формирует звук акустических инструментов?
Наибольшая часть гитары — корпус, но больше всего верхняя часть (акустических и классических инструментов) имеет фундаментальную роль в строении исходного звука. Именно по этой причине, под вопросом «Из каких материалов выбрать гитару?» имеют ввиду конструкцию корпуса, или, вообще, только верхней деки. К выбору материала для этой части гитары относятся наиболее тщательно. Предпочитаемые сорта древесины:
- кедр и ель для классических гитар;
- ель и махагони для акустических;
- липа, ясень, ольха, палисандр для электрогитар.
Одина из наиболее популярных верхних дек для современных акустических инструментов – ель. Грамотно сконструированные и удобные модели из этого материала в начальном ценовом диапазоне можно найти у всех брендов и производителей.
Такие инструменты имеют отличные музыкальные свойства и позволяют научиться играть на гитаре, не теряя мотивации. Ель раскрывает инструмент в высоких частотах звучания. Звук резкий, читаемый, даже если гитара фанерная. В случае же дорогих массивных гитар, хвойная порода показывает себя с ещё более выгодной стороны.
Материал нижней деки, обечайки и грифа в гораздо меньшей степени влияет на исходный звук. Зная это, производители удешевляют гитары, изготавливая эти части из палисандра. В дорогих инструментах, как правило, весь корпус из массива.
Материал для грифа и бриджа
Для грифа подходит наибольшее разнообразнее древесины, главное, чтобы оно соответствовало физическим характеристикам:
- износостойкость;
- прочность;
- долговечность.
Для этих частей гитар используют клён, нато, махагони (разновидность красного дерева) и т.д. Это же касается накладки на гриф и струнодержателя. Музыкальные характеристики грифа и накладки также важны, но уже не так сильно.
Наилучший выбор – чёрное дерево, палисандр. Последний очень износостойкий, поэтому отлично подходит для накладки грифа. А чёрное или красное дерево становится безупречным проводником вибраций струн к корпусу.
Материал для электрогитар
Акустические варианты инструментов более чувствительны к выбору материала, поэтому разнообразие не такое большое, а вот для электрогитар (сюда относим и бас-гитары) дела обстоят иначе.
Чтобы уроки игры на гитаре приносили максимальное удовольствие, можно выбрать сорт дерева не только по музыкальным качествам или внешнему виду, но и по весовой категории (представьте насколько трудно выстоять с инструментом весь концерт, если он тяжелый):
- лёгкие: липа, тополь, ольха;
- средние: тополь, палисандр;
- тяжёлые: махагони, орех.
Их намного больше, здесь перечислены только наиболее популярные. Гитары из древесины лёгких пород дают более «сочный» высокочастотный звук, тяжёлые нравятся музыкантам с противоположными вкусами, любящими «потяжелее» а средние – универсальные.
Как порода дерева влияет на звук гитары?
Вернёмся к гитарам с акустическим строением корпуса. Выбирать их по используемому дереву на грифе или струнодержателе не очень практично. Если инструмент нравится по внешнему виду и имеет удобные формы, стоит обратить внимание на строение корпуса, и в первую очередь, материал верхней деки. Рассмотрим некоторые популярные материалы:
Махагони
Только металлические струны в полной мере способны «разогнать» по звучанию гитару с корпусом дредноут из красного дерева. На выходе получаем плотный, мягкий звук с преобладающими низкими частотами. Инструмент создан для игры аккомпанемента. Если вы любите играть песни под гитару с аккордами – вам отлично подойдёт гитара из махагони (или, как ещё их называют — из красного дерева) Как правило инструменты из этого дерева делают полностью массивными. Для классических гитар материал применяется для грифов и струнодержателей, иногда на нижних деках и обечайках. узнать такие инструменты очень просто — они все тёмного цвета.
Ель. Если хочется яркости
Современное строение гитар сложно представить без ёлочки. Если раньше акустические и классические гитары создавали из липы, клёна, то сейчас в лидерах хвойные. Ель наиболее популярная по причине своей универсальности, используется как в классических, так и в акустических гитарах. Привередливая, дорогая, но великолепная по музыкальным характеристикам. Гитары из массива (особенно ели) с годами разыгрываются, раскрываются в звучании, становятся сочнее, чище.
Такие модели звучат громко, ярко и с блеском, каждая нотка как выстрел. В аккорде и при исполнении пассажей прослеживается отличная читаемость, особенно в сочетании с хорошими струнами. Ценится любителями классической музыки, в частности Баха, на акустической гитаре с узким хорошо подходит для стиля «фингерстайл». Многозадачность – основной козырь еловых дек, но стоит понимать, что не под каждую гитару попоёшь; как правило, они очень громкие и требуют соответствующего голоса.
О преимуществах гитар из массива можно говорить очень долго, но лучше один раз проверить. Даже новичок, который только начал обучение на гитаре, сможет распознать разницу в звуке. Изначально на слух бросается разница в громкости и светлый цвет.
Кедр
Больше используется в классических гитарах, имеет насыщенный мягкий тон. Устойчивый и непривередливый материал, изначально имеет богаче звук нежели ель (однако не такой яркий), но со временем меньше разыгрывается. Отличается бархатностью и тёплым звучанием, а также, благодаря твёрдости кедра, менее подвержен деформации из-за сухого или чрезмерно влажного климата.
Ценится любителями романтической, классической музыки, подходит для исполнения современных лирических мотивов.
Что нужно знать при выборе гитары для занятий
Опытные музыканты, как правило, меньше времени уделяют детальному разбору музыкальных характеристик каждой породы, потому что знают — исходный звук зависит не только от инструмента, но и от навыков игрока, однако нужно понимать для какой цели вы хотите использовать инструмент.
Для игры в стиле фингерстайл, лучше подойдут гитары из ели, так как имеют ярко выраженный верхний диапазон, который позволяет лучше выделять мелодию из общей канвы, что важно для этого стиля.
Если любите играть потише, и больше нравятся бархатные тембры — подойдут гитары из тёмных сортов — красное дерево.
В случае, если не хотите сильно заморачиваться с хранением инструмента (это касается только гитар из массива), и при этом не рисковать испортить гитару, к примеру, от сухости — выбирайте гитары на фанерной основе, либо из массива кедра.
Бывают хорошие шпоновые гитары и плохие массивные. По объёмности звучания, вторые, почти всегда лучше, а вот по сборке бывает по-разному. Стоит внимательно относиться к выбору инструмента, массив не гарантирует качество.
Для начинающих музыкантов лучше брать гитары из качественного елового шпона, он лучше откликается на дешёвые струны с низким натяжением. Большой же калибр струн и сильное натяжение могут понижать мотивацию и тормозить процесс обучения. Массивные гитары на струнах малого натяжения могут звучать хуже шпоновых. Более подробно о выборе струн для акустической гитары читайте здесь.
Вывод
Всё о чём говорилось в этой статье — это, всего лишь, некоторые подсказки для выбора правильного направления. Самое главное, руководствоваться собственными предпочтениями. Ведь игра на гитаре, прежде всего — хобби. Оно само по себе должно приносить удовольствие. В том числе и гитара. Она должна нравится и вызывать желание играть на ней. Выбирайте сердцем, при этом подключая разум.